суббота, 7 июля 2012 г.

Символы, знаки, эмблемы

АДАМ — символ библейского, «ветхого» первочеловека.
      Имя «Адам» происходит от еврейского термина «аббата», обозначающего красную землю или глину. Аналогичная лингвистическая трансформация прослеживается в латинском языке: humus — земля — homo — человек. Эта этимология соотносится и с сюжетом Ветхого Завета: «И создал Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Считается, что такое объяснение происхождения человека соответствовало народным представлениям.
* * *
      Гностики полагали создание Адама актом злой воли Демиурга Яхве. Духовный эонический свет был закован в телесные материальные основы. Современные атлантологи усматривают в указании на красный цвет кожи Адама свидетельство его принадлежности к древней расе атлантов, отличной от расы людей.
Источ.: Гурьев Д. В. Бог, Адам и общество. М., 1962; 
Фрэзер Д. Д. Фольклор в Ветхом завете. М., 1990.

АДОНИРАМ — ключевой персонаж масонского ритуала.
      Существовали частные вариативные интерпретации передачи предания в различных системах и ложах. Адонирам являлся сыном некой овдовевшей женщины из рода Нефтелимов, в силу чего масоны часто именовали себя «детьми вдовы». Сюжетная канва легенды повествует о строительстве Иерусалимского храма царя Соломона, возглавляемого выходцем из Тира, архитектором, «великим мастером» Адонирамом. Возведение всемирного храмаистолковывалось как создание идеального общественного устройства. Храм есть микромодель мира, поэтому архитектор должен быть посвященным в таинства мироздания. Как писал религовед М. Элиаде: «Всякий храм является не только«отражением мира» (imago mundi), но также и воспроизведением на Землетрансцендентной модели». Этнический конгломерат в 130 тысяч рабочих, участвовавших в строительстве, Адонирам разделил на три степени эзотерической инициации: ученики — товарищи — мастера. Вышестоящей степени соответствовала более высокая плата за труд, выдаваемая при произнесении соответствующего пароля. Согласно мнению российского историка В. Ф. Иванова, символическим паролем учеников служило слово «Иоаким», товарищей — «Вооз», мастеров — «Иегова». По версии писателя Е. И. Парнова, соответственно Боаз, Иакин, Ябулон. Возбуждаемые завистью, трое товарищей вознамерились силой или обманом выведать у Адонирама тайное слово степени мастера. Недостойные подмастерья олицетворяли три человеческих порока — зависть, невежество и лицемерие. Исследователь масонства А. Иванов полагал, что в конфликте подмастерьев и мастеров отразились отголоски борьбы внутри средневековых цеховых организаций. Когда архитектор совершал обход храма, у южного входа первый из заговорщиков в ответ на отказ выдатьпароль нанес ему удар по шее 24-дюймовой линейкой. Второй у западных ворот ударил мастера в грудь угольником. Наконец, у восточного входа третий из подмастерьев убил мастера, поразив его молотом в голову. Согласно другому варианту предания, Адонирама последовательно поражают молотом, киркою и циркулем. В масонском ритуале инициации неофит проходит круги мучения Адонирама, во время чего ему наносятся аналогичные удары и производится церемония символического погребения и воскрешения. Тело Адонирама было обнаружено, поскольку ветвь акации, которой убийцы отметили место могилы, зазеленела. Опасаясь, что древнее мастерское слово утратило силу, строители решили его заменить словами, произнесенными при открытии могилы архитектора.Такими словами стал возглас присутствующих, обнаруживших признаки тления организма: «Плоть от костей отделяется».
* * *
      К герменевтической реконструкции Философова обращались Г. Шварц-Бостунич, В. Ф. Иванов, Б. Башилов и др., к гипотезе Нилуса склонялись Г. Г. Мец, Л. П. Замойский, В. Безверхий и др. А. Д. Философов полагал, что легенда об Адонираме, отсутствовавшая в древнегреческих текстах, была направлена против сказания евангелистов о Воскресении Христовом. Как ко гробу Христа, так и ко гробу Адонирама приходят ученики, вопрошая опоследнем слове. Но в  первом случае ими был обнаружен факт воскресения, во втором — разложение тела. Новое слово христианского учения гласило: «Христос воскресе!» — тогда как масоны возвестили: «Мак бенах», т. е. плоть разрушается. В трех подмастерьях, убивших Адонирама, Философов усматривал трех последователей Христа: Петра, Иоанна и Марию, — пришедших ко гробу и первыми распространивших весть о воскресении. Старший из работников, умертвивший Адонирама, получает имя Абидаль — отцеубийца, олицетворяя христианство, погубившее иудаизм, из которого оно вышло, или самого Христа. При посвящении в 18-ю степень рыцарства Розового креста инициируемым сообщается, что Адонирамово слово потеряно в ту минуту, когда на кресте свершилась смерть Иисуса. Слово, утраченное со смертью Адонирама и распятием Христа, т. е. с падением ветхозаветного иудейства, есть Иегова. Спаситель порицается как преступник, справедливо заслуживший свою казнь.

АРМАГЕДДОН — местность, где, согласно Апокалипсису, произойдет решающая битва сил добра и зла.
      Название считается производным греческим эквивалентом от древнееврейского названия Наr Megiddo — «горная местность Мегиддо» (долина в районе Хайфы). На данной территории происходили многие важные сражения в еврейской истории. По христианскому истолкованию речь идет о «горах Израилевых», где будут уничтожены полчища Гоги и Магоги. «Цари всей земли обитаемой» примут участие в сражении. В решающий момент битвы сатанинское воинство истребит нисходящий с небес Божественный огонь. В неомистицизме Армагеддоном определяется не столько место, сколько сама битва. Большое значение уделено символике Армагеддона в учениях сект «Свидетелей Иеговы» и «Живой этики». Апокалиптические события истолковываются зачастую как «ядерный Армагеддон». Особенно усилились параллели такого рода в период противостояния СССР и США.      Под названием «Армагеддон» в Москве издается историко-филологический альманах, что в данном случае символизирует попытку концентрации творческих сил в последней битве за торжество истины, красоты, гармонии.
Источ.: Антихрист: Антология. М., 1995


БАШНЯ — архитектурное сооружение, имеющее многофункциональную символическую интерпретацию.
* * *
      Башня также есть символ бдительности. Она являлась непременным знаком в куртуазной рыцарской символике.Фигура ладьи в шахматах имеет башенную  форму и зачастую именуется «тура». «Сторожевой башней» названы главный журнал и штаб-квартира иеговистов.
Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ РИТУАЛЬНОЕ — принесение жертвы в целях имитации победы над врагом.
* * *
      Поверенными гражданских истцов на процессе выступали черносотенные идеологи А. С. Шмаков и Г. П. Замысловский, экспертами — психиатр И. А. Сикорский и литовский ксендз И. Е. Пранайтис — все лица, придерживавшиеся конспирологического восприятия истории. Был собран значительный материал о случаях ритуальных убийств, приписываемых евреям на протяжении истории. Данные судебно-медицинского осмотра тела подвергались каббалистической интерпретации. 13 колотых ран в области правого виска Ющинского дешифровывалось в качестве суммы чисел — 1, 8, 4, чему соответствовало сакральное для иудеев слово «эхад», с которым евреи встречают смерть. Автор брошюры «Убийство Ющинского и Каббала» Уранус усмотрел в рисунке из 6 ран знак шестиконечной звезды иудеев. В конфигурации 4 ран им определялась буква «алеф», символизирующая низшую ступень жреческой иерархии. При комбинации ранений обнаруживалась астрологическая эзотерика планет Сатурна и Юпитера. В. В. Розанов выводил из 13 ран Ющинского нумерологическую криптограмму, гласящую: «Человек был убит ударами в голову и грудь, как жертвенный телец Иеговы». При помощи зодиакальной карты дешифровывалась иная формула: «Обреченный в жертву человек — телец, кровь его пролита, тело — достояние Азалела». Сомнение вызывают основания для выделения некой численно заданной группы ран от остальных, общее число которых составляло 45–47. К тому же экспертиза не пришла к единому заключению: 13 или 14 ран было на голове жертвы. Даже оправдание М. Бейлиса не явилось в глазах конспирологов аргументом, противоречащим идейным конструкциям. Одни говорили о продажности и подконтрольности евреям судебной системы. Другие, что непричастность Бейлиса к конкретному убийству не есть свидетельство отсутствия у евреев ритуальных жертвоприношений.

МОНАДА (1, I) — символ мудрости. Единица, символом которой служит точка, ассоциируется с домашним очагом, потому что располагается в центре Вселенной. Она представляет первое движение Бездны и возникновение Универсального Ума, или Бога. Число имеет только один параметр — Целостность. Как монолит, имеющий андрогинную природу, единица вмещает в себя все, кроменачала и конца. Как источник вечной мудрости и жизни, она отождествляется со множеством имен: изменчивым Протеем, памятливой Мнемозиной, могучим Атлантом, перворожденная Геей, глубочайшим Тартаром и совершенным Аполлоном Мусагетом.
* * *
В нумерологической практике человек, в чьем имени или дате рождения фигурирует единица, обладает способностями лидера, не нуждающегося в чьей-либо помощи. Он горд, упрям, настойчив, но всегда добивается поставленной перед ним цели. Люди с преобладающей единицей властвуют над другими, подавляя массы своей напористостью и интеллектом. Считается, что такие люди являются приземленным в своих устремлениях отражениями самого Иеговы. Атрибутами монады являются гермафродит, Бог, вместилище, хаос и темнота, башня, трон Юпитера.
Источ.: Шейнина Е. Я.
Энциклопедия символов. М., 2001;
Энциклопедия символов, знаков,
эмблем. М., 1999.


ТЕТРАГРАММАТОН — неизреченное четырехбуквенное имя Бога — IHVH.
      В Каббале данное имя расшифровывается
следующим образом:
I — Мудрость,
Н — Понимание,
V — Красота,
Н — Царство.
      Здесь стремление наделить божественную материю всеми превосходными характеристиками, в том числе и свойственными скорее людям, например, «царство».
Десять эманаций тетраграмматона

      Согласно «христианской каббале»,
четыре буквы первого тетраграмматона обозначают четыре стихии:
огонь (дающий тепло),
воздух (дающий жизнь),
вода (утоляющая жажду),
земля (дающая пищу).
      Стихии эти определяют наличие
жизни (физического существования) и кругооборот жизни и смерти.
      Второй тетраграмматон — AGLA,
 магическая формула, составленная из первых букв фразы «ато гадол леолам адонаи»(«да будет Твое могущество вечным, Господи»).
       Это, второе, имя связано с понятиями «вечность» и «дух». Считается также, что «ато гадол леолам адонаи» воплощает силу Святой Троицы.
      «Ато гадол леолам адонаи» — еще и сильнейшее заклинание, способное уберечь не только отдельных личностей, но и всего человечества, «гравируется на перстнях, талисманах» и других культовых предметов.
      Третий тетраграмматон — AHIH или «Эхиех» (чистое бытие Бога). В русском языке эквивалент — слово «сущий».
      Четвертый тетраграмматон — ADNI (т. е. «Адонай» или «Господи»). Обладает определенными мистическими свойствами. Существуют и иные толкования всех четырех тетраграмматонов, что является предметом постоянных дискуссий в среде представителей различных религиозных учений и мировоззренческих доктрин.
      Так, «Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем» трактует тетраграмматон несколько иначе, чем вышеизложенное:
      «Из имен Господних чаще всего встречается в Библии (6823 раза) так называемый тетраграмматон, т. е. четырехбуквенное изображение имени Господа; это имя является отличительным личным именем Бога Израиля. Оно в новейших библейских переводах чаще всего представлено формой «Иегова», YHWH, которая с филологической точки зрения признается недопустимой. Указанная форма возникла из попытки произносить согласные буквы этого имени так, как будто они снабжены гласными знаками имени «Адонай» (владыка), что масореты внесли и текст с указанием, что вместо YHWH следует читать «Адонай» (keri perpetuum). Когда же само имя «Адонай» предшествует имени YHWH, то, чтобы избегнуть повторения этого имени, масореты стали снабжать YHWH гласными имени «Элогим», так что в этих случаях вместо YHWH читают «Элогим». Следуя этому масоретскому чтению, некоторые переводы Библии в большинстве случаев переводят имя YHWH словом «Господь». Если базировать нарассказе, изложенном в  кн. Исход (3, 1 и след.), то это имя впервые стало известно Моисею во время божественного видения при Хоребе; из другого, параллельного рассказа (Исх. 6, 2–3) явствует, что это имя, действительно, еще не было известно патриархам. Позднейшие писатели иногда совершенно избегают употребление этого имени; оно, например, полностью отсутствует в Экклезиасте. Составитель Хроник отдает явное предпочтение форме «Элогим», а в Псалмах, 42–83, имя «Элогим» встречается гораздо чаще, чем YHWH, вероятно, потому, что, как полагают некоторые ученые, в одних местах одно имя могло быть сознательно заменено другим (ср. Пс. 14 и 53)».
Источ.: Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999;
Фоли Дж. Энциклопедия знаков и символов. М., 1997;
Мифологический словарь. М., 1991.


ТЕТРАДА (4, IV) — величина, непосредственно формирующая видимый мир из четырех первоэлементов; своеобразный символ ключа, открывающего дверь к духовному и материальному совершенству.
* * *
      В Апокалипсисе духовные первоэлементы представлены четырьмя странными существами, формирующими лики Сфинкса. Имя единого Бога — Иегова — в еврейском написании также имеет 4 буквы, которые олицетворяют собой природные явления и элементы. Еще несколько примеров: четыре стороны света, или четыре измерения окружающего мира, или четыре стихии — огонь, воздух, вода, земля.

Багдасарян В. Э., Орлов И. Б., Телицын В. Л
под общ. ред. В. Л. Телицынa
Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия
М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2003. — 494

Комментариев нет:

Отправить комментарий